Дурное послевкусие: как нацпроекты повлияют на экономику России

Источник: forbes.ru

Президент России Владимир Путин поставил перед правительством задачу — увеличить показатель ВВП на душу населения в 1,5 раза к 2024 году. Следующим шагом был запущен цикл национальных проектов по 12 ключевым направлениям. По оценкам правительства, объем инвестиций в них превысит 25 трлн рублей.

Согласно статистическим данным Госкомстата за период 2013-2017 годов, среднегодовой темп роста инвестиций составляет 3,5%. Если в ближайшие 5 лет эти темпы роста останутся неизменными, то российская экономика к 2024 году, по нашим расчетам, получит сверху рыночные инвестиции в размере дополнительных 91 трлн рублей. То есть доля государственных инвестиций в экономике составит примерно 18%, а оставшиеся 82% средств будут привлечены от банков, корпораций, частных инвесторов и др.

Инвестиции в России условно можно разделить на два сегмента: 1) «органический рынок», насчитывающий около 36 000 инвестиционных проектов, претендующих на 91 трлн рублей, и 2) несколько сотен проектов в рамках нацпроектов — 25,7 трлн рублей. Эта диспропорция в соотношении количества проектов к объему финансирования между инвест- и нацпроектами окажет существенное влияние на дальнейшее развитие экономики страны.

На сегодняшний день львиная доля в структуре инвестиций приходится на «строительство жилых и нежилых сооружений», которое составляет около 57,5% от общего объема инвестиций. Второе место занимают расходы на «машины, оборудование, механизмы» — примерно 33,7%, тогда как прочие затраты и финансирование объектов интеллектуальной собственности — менее 9%.

Реализация национальных проектов изменит эту картину к 2024 году: перераспределение инвестиций увеличит доли «строительства нежилых объектов» и «машины, оборудование, механизмы» на 24% и 22% соответственно; остальные прибавят в среднем не более 10%.

Экспорт, Родина и снова экспорт

Инвестиционные затраты в рамках нацпроектов направлены в первую очередь на «строительство» и «машины, оборудование». Такой поток инвестиций увеличит спрос в этих отраслях на 20-24%. А спрос, как известно, рождает предложение: рынок получит новых игроков и заставит прежних переориентировать часть производственных объемов с экспорта на внутренний рынок.

Однако экспортная деятельность приносит предприятиям больше прибыли, чем работа на внутренний рынок. Поэтому частичная смена направлений деятельности предприятий возможна только в том случае, если прибыль по нацпроектам будет как минимум сравнима с экспортной, а лучше — превышать ее. Это, в свою очередь, может придать стимул росту эффективности производства и производительности труда, а также общему стабильному функционированию предприятий отрасли.

В результате можно предположить, что за пять лет работы над нацпроектами участники рынка освоят новую бизнес-модель, которая будет учитывать большие масштабы производства и доходность. Но в 2024 году нацпроекты в текущей редакции завершатся, и бизнес столкнется с прекращением финансирования этого сегмента инвестиций. По расчетам, объем рыночных инвестиций в 2024 году составит около 19,5 трлн рублей и бизнес будет вынужден иметь дело с десятками тысяч небольших инвестпроектов, объем инвестиций которых не будет превышать 600 млн рублей.

В условиях резкого сокращения инвестиций и падения спроса при сохранении предложения, которое увеличит конкуренцию, попытка вернуться на экспортные рынки болезненно отразится на прибыли компаний. Так что, вероятнее всего, бизнес выберет другой путь — повышение стоимости на свою продукцию (сохранение маржинальности на прежнем уровне, увеличение рентабельности) при одновременном сокращении объемов производства (сокращение спроса, отсутствие необходимости в прежних масштабах).

По нашей оценке, это приведет к росту инфляции в строительстве с текущих 5,5% до 11,5%, а также к профициту высококвалифицированных кадров и банкротству ряда предприятий, перестроивших собственные бизнес-модели под масштабные проекты.

Есть ли выход?

Самый простой вариант и наименее полезный с точки зрения развития национальной экономики — субсидирование или снижение налоговой нагрузки для сохранения цен на прежнем уровне. Объем субсидий оценивается в 300-500 млрд рублей ежегодно. Именно в такую сумму мы оцениваем прирост затрат бизнеса от инфляции.

Второй вариант — создание фонда для разработки, обоснования, инвестирования и реализации национальных проектов. Минфин в прошлом году анонсировал создание инфраструктурного фонда, который будет следить за распределением средств среди проектов. Как кажется, помимо этого нужно сформировать некий «Фонд национальных проектов», который бы позволил убрать негативные последствия в экономике в период после реализации нацпроектов, загрузить отрасль новыми проектными инициативами и в долгосрочной перспективе усилить конкурентоспособность национальной экономики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Жизнь в комфорте
Добавить комментарий