Винтокрылый «Альпинист»

Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т «Альпинист» впервые поднялся в небо на испытательной базе Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов», а 30 декабря там же совершил первый полет по кругу. Вертолет прошел большую модернизацию, благодаря которой увеличились его возможности для полетов на высокогорье. В частности, «камовцы» изменили конструкцию фюзеляжа, тем самым существенно улучшив аэродинамику машины, а также обновили многие системы вертолета. О том, каким «альпинистом» стал Ка-226Т – читайте в нашем материале.

«Здесь вам не равнина ? здесь климат иной»

На высокогорье ? в горах высотой более 2500 метров ? пилоты вертолетов сталкиваются с особенными условиями, которые сильно отличаются от условий равнинной местности. Кроме нюансов рельефа в полете пилотам нужно учитывать горный микроклимат, который порой преподносит сюрпризы в виде мощных потоков воздуха и зон турбулентности, стремящихся прижать машину к склону, резкого тумана или смены температуры. Из-за пониженного атмосферного давления в горах двигатель и другие вертолетные системы работают хуже, что требует от пилотов большого мастерства.

Чаще всего в горах летают вертолеты спасательных служб, медицинские, полицейские и военные машины. Самые частые задачи горных вертолетчиков – спасать в трудных ситуациях туристов, эвакуировать жителей из горных районов, перевозить грузы, вести наблюдение на приграничных территориях. Для полетов на высоте до 4000 метров могут применяться обычные вертолеты, но на экстремальных высотах уже требуются машины со специально адаптированным оборудованием.

В России для полетов в горах успешно применяются вертолеты Ми-8 в различных модификациях, вертолеты Ка-32, Ка-226, некоторые зарубежные модели. Новейший «Ансат» может работать на высоте до 3500 метров. В 2022 году холдинг «Вертолеты России» планирует начать серийное производство модернизированного Ка-226Т Climber («Альпинист») ? первого отечественного вертолета, позиционирующегося как высокогорный.

Надежный партнер в связке

Ка-226Т «Альпинист» ? это новейшая модификация многоцелевого вертолета Ка-226Т, разработанного в 2008 году. Благодаря соосной схеме и внесенным новшествам эта машина стала идеальным вариантом для полетов на высокогорье.

За счет отсутствия хвостового винта соосный вертолет является более компактным и маневренным, что дает ему преимущества в условиях горного рельефа и ограниченных возможностей для посадки. Кроме того, соосная схема обеспечивает хорошую управляемость на самых экстремальных высотах в условиях разреженного воздуха, устойчивость к сильному боковому ветру и высокую скороподъемность.

Когда ведутся спасательные работы, погрузка раненых, монтажные или транспортные работы на высокогорье с применением внешней подвески, важна четкость действий. Поэтому очень ценным качеством «Альпиниста» для работы в горах является его высокая точность висения.

Кроме того, машину отличает низкий уровень вибрации, легкость и простота управления, возможность взлета и посадки на площадки минимальных размеров, а также безопасность посадки пассажиров при работающих винтах.

Что нового в «Альпинисте»

В новой модификации Ка-226Т внедрено множество изменений. Конструкторы создали новый планер с улучшенной аэродинамикой, а корпус вертолета выполнен из современных облегченных материалов. Модернизации подверглись система управления и электрическая система, установлен новый комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Существенные обновления коснулись несущей системы машины – Ка-226Т получил новую колонку несущего винта, лопасти и главный редуктор.

Топливная система стала более ударопрочной и авариестойкой, при этом был увеличен объем топливных баков, что обеспечило большую дальность полета. Кроме этого улучшились и другие летно-технические характеристики вертолета: снизился вес пустой машины, увеличилась скорость полета, а высота применения достигла 6500 метров. Для примера, высота самой высокой горной вершины нашей страны Эльбруса ? 5642 метра.

Опционально Ка-226Т может оснащаться кислородным оборудованием, баллонетами, системой кондиционирования и обогрева воздуха.

Инновационный двигатель

Одной из особенностей предыдущей модификации Ка-226Т стал двигатель Arrius 2G1 производства французской фирмы Safran Helicopter Engines. Однако в 2018 году Объединенной двигателестроительной корпорацией Ростеха была начата работа по импортозамещению французской силовой установки на российский двигатель ВК-650В. Кроме Ка-226Т его предполагается устанавливать на «Ансаты» и другие машины похожего класса.
Ростех приступит к летным испытаниям двигателя ВК-650В в 2023 году
Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

При проектировании и изготовлении ВК-650В применялись инновационные подходы и технологии, которые позволили в короткие создать демонстратор двигателя. В частности, двигатель на 12% состоит из деталей, изготовленных методом 3D-печати, ведется работа над цифровым двойником изделия. Наземные испытания двигателя-демонстратора стартовали в январе 2021 года, летные испытания намечены на 2023 год.

Двигатель ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с. Одновременно с ним разрабатывается цифровая система управления – новейшая система автоматического регулирования и контроля с полной ответственностью (FADEC) – БАРК-5В. Сертификат типа на силовую установку планируется получить в 2023 году.

«Альпинист» уже не за горами

Работы над модернизированным Ка-226Т идут по запланированному графику. Его первая стендовая премьера состоялась на авиасалоне МАКС-2021, где был продемонстрирован опытный образец.
Первый полет Ка-226Т «Альпинист»

В ноябре этого года вертолет совершил свой первый полет на базе летно-испытательного комплекса Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов». В том же месяце состоялся его международный дебют на Dubai Airshow в Объединенных Арабских Эмиратах.

Серийное производство «Альпиниста» планируется начать в 2022 году на Улан-Удэнском авиационном заводе в сотрудничестве с Кумертауским авиационным производственным предприятием.

Источник: metalinfo.ru

Добавить комментарий