Качественный металл для российского автопрома: работа по программе


На Международной промышленной выставке «Металл-Экспо 2021» в рамках деловой программы состоялось заседание Рабочей группы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018-2023 гг.


Как отметил председатель Рабочей группы, советник генерального директора ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» Аркадий Тихонов, совместная деятельность российских металлургов и автомобилестроителей оказалась весьма успешной. Из 42 пунктов Межотраслевой программы работ по освоению новых видов металлопродукции для автомобилестроения на сегодняшний день выполнено 10, а 18 пунктов находятся в работе. В дальнейшем предусматривается расширить действие программы и на автомобилестроителей Белоруссии.


На заседании Рабочей группы рассматривались те пункты программы, которые год назад, в ноябре 2020 г., находились на стадии выполнению или подготовки к запуску. По некоторым из них за прошедший год был достигнут значительный прогресс.


В частности, ЦНИИчермет им. Бардина и Магнитогорский металлургический комбинат разработали и внедрили кассетную технологию холодной прокатки трех марок микролегированных и четырех марок двухфазных сталей. За счет варьирования натяжения полосы в агрегате удалось получить разные типы стали и классы прочности при одинаковом химическом составе. Это дает меткомбинату возможность выполнять малые заказы.


Как рассказала Ирина Родионова, заместитель директора НЦФХО ФГУП «ЦНИИчермет им. Бардина», с июля 2021 г. совместно с Магнитогорским меткомбинатом стартовали работы над повышением коррозионной стойкости непокрытого проката, применяемого в автомобилестроении, без применения легирующих присадок, за счет оптимизации технологии.


По словам Ирины Родионовой, скорость коррозии одной и той же плавки может различаться в 9 раз в зависимости от параметров отжига. В 2022 г. исследования в этой области будут проводиться на КАМАЗе.


На том же КАМАЗе успешно проходит освоение микролегированных дисперсионно-твердеющих самозакаливающихся сталей для изготовления коленвалов. Такую продукцию выпускает Оскольский ЭМК. Идут испытания производства шатунов и полуосей из российских марок стали, замещающих импортные. В то же время, российские прецизионные трубы для карданных валов для КАМАЗа пока не пользуются спросом, так как при более высоком качестве существенно дороже.


Полностью выполнен пункт Программы по освоению производства холоднокатаного проката для чистовой вырубки в толщинах более 3 мм. Эту задачу успешно решил Магнитогорский меткомбинат. Кроме того, на ММК и «ММК-Метизе» внедрены технологии производства круглого проката из спецсталей и получаемого из него высокопрочного крепежа. Оскольский ЭМК в целом освоил выпуск стали для шестерней коробки передач КАМАЗа – в настоящее время идут испытания.


Также на ММК идет работа над производством сталей повышенной прочности с пределом текучести 600 МПа. Такой металл, в частности, используется для изготовления рам грузовиков. Опытные образцы прошли испытания с хорошими результатами. Эту тему развивает и «Северсталь», которая в 2021 г. осуществила первую опытную плавку.


Российские металлурги полностью закрыли вопрос по производству листового проката из износостойких сталей для спецтехники толщиной 8-12 мм. Решение вопроса с продукцией толщиной 4-6 мм и шириной 2400 мм упирается в отсутствие мощностей по термообработке на меткомбинатах, но «Северсталь» рассматривает возможность ее проведения в сторонней организации. КАМАЗ рассчитывает на достижение положительного результата в 2022 г.


По некоторым пунктам программы работы еще далеки от завершения. Так, продолжаются исследования по разработке автоматной стали с повышенной обрабатываемостью резанием, не содержащей свинца. Застопорилось в 2021 г. освоение производства закаленной отпущенной проволоки для пружин холодной навивки. Только в ноябре текущего года было подписано соглашение о налаживании выпуска такой продукции на «Северсталь-Метизе» по заказу Уральского пружинного завода. На Чусовском заводе начали осваивать выпуск спецпрофилей для производства дисков колес, но здесь еще надо решить вопросы с повышением качества и хладостойкости.


Ключевую роль в реализации программы играет наличие взаимной заинтересованности металлургов и автомобилестроителей. Так, пока у производителей нет стимулов для освоения выпуска проката с алюмокремниевым покрытием – слишком узким оказался потенциальный рынок сбыта. Не ведутся работы по налаживанию производства нержавеющей ленты для системы выпуска отработавших газов. Российские автомобилестроители пока не проявляют интереса к отечественным порошковым деталям, хотя мощности по порошковой металлургии в России есть.


Впрочем, общий баланс Программы все-таки остается положительным. Поэтому в Минпромторге подумывают над подготовкой аналогичных документов для других отраслей.

Источник: metalinfo.ru

Добавить комментарий