5 октября генеральный менеджер «Хьюстона Рокетс» НБА Дэрил Мори опубликовал в своем «Твиттере» сообщение в поддержку сянганских нарушителей порядка, что вызвало бурную критику в Китае.
Китайские СМИ и Баскетбольная ассоциация Китая (CBA) выступили против высказывания Дэрила Мори относительно Сянгана. Крупнейшие китайские бренды коллективно сделали заявление о приостановлении сотрудничества с «Рокетс».
Кабинет Дэрил Мори и руководство НБА до сих пор не выразило никакого желания публично извиниться за случившееся. Комиссар НБА Адам Сильвер заявил, что он защищает право и свободу слова Мори.
Как следует относиться к разнице в восприятии феномена «свободы слова» в китайском и американском обществе? Рассуждения китайского пользователя Интернета по имени Chairman Rabbit tuzhuxi получили широкое признание и поддержку общественности. Сайт «Жэньминьван» ниже приводит его основные положения:
Следует начать рассуждение с вопроса о свободе слова и ее границах. Тема, кстати, достаточно неоднозначна и на Западе, споры вокруг нее остаются бурными, и видимо, будут продолжаться достаточно долго.
1. Природа свободы слова
Свобода слова считается одним из основных прав человека, поскольку в ней отражаются отношения граждан с государством/публичной властью.
2. Ограничение свободы слова: что и как?
Имеет ли работодатель право ограничить свободу слова персонала? Нарушают ли свободу слова персонала подобные ограничительные меры?
Если работник наказан, более того, уволен работодателем в связи с «неадекватными» высказываниями, то он может подать на работодателя в суд. Дело относится к гражданскому иску, согласно «Трудовому кодексу» можно предъявить претензию в дискриминации со стороны работодателя или нарушении других нормативных актов, но не положено жаловаться на нарушение работодателем свободы слова в политическом или правовом отношении.
Так, Google может уволить инженера, сделавшего высказывания с оттенком расовой или гендерной дискриминации, однако американский президент Дональд Трамп не может опубликовать в «Твиттере» сообщение с запретом в адрес какой-либо организации на публичные заявления по определенным вопросам.
3. Зачем устанавливать границы или ограничивать свободу слова?
Абсолютной свободы слова, безусловно, нет. Как правило, устанавливаются границы и вводятся ограничения в свободе слова. Высказывания, содержащие элементы разжигания ненависти, дискриминации, секса, насилия, информации частного характера, запрещается публиковать.
КонтекстЖэньминь жибао: эпоха запугивания Западом осталась позадиЖэньминь жибао08.10.2019The Nation: китайцы критикуют протесты в Гонконге? Это влияние пропагандыThe Nation10.09.2019Китайские читатели о вмешательстве Запада в дела Гонконга: они за это заплатят! (Хуаньцю шибао)Хуаньцю шибао28.08.2019
Ограничение свободы слова основано на принципе ущемления, поскольку свободное волеизъявление одного человека не должно строится ценой ущемления прав другого. В любом «свободном» обществе беспредельная свобода социума приводила бы к хаосу и расколу. Ограничение свободы слова также имеет отношение к защите интересов уязвимых слоев населения, находящихся в неблагоприятной публичной и информационной среде. Ограничение свободы слова относительно благополучных групп общества позволяет поддерживать социальную стабильность и нормальное функционирование социальных институтов. Ограничение свободы слова по гендерным, расовым и конфессиональным темам чаще происходит из этой логики.
4. Политическая корректность и некорректность
Когда говорят, что какие-то слова представляются политически некорректными, это означает, что они выходят за допустимые пределы или нарушают табу. Политическая корректность/некорректность устанавливает границы зоны безопасности/опасности, запуская механизм сознательной самоцензуры, людям свойственно желание не выходить за рамки.
В китайском информационном пространстве достаточно популярно заимствованное слово «политкорректность». Будучи обратной стороной «политической некорректности», под политической корректностью следует понимать высказывания, основанные на базовых ценностях, идентичности, стандартах, нормах и привычках, которые политически, социально, морально приемлемые и положительные.
К примеру, высказывания и акции за «демократию», «свободу слова», «право человека» или воспевающие славу Бога, принято считать абсолютно политкорректными в США. А в Китае слова и поступки, нацеленные на защиту государственного суверенитета и территориальной целостности является абсолютной политкорректностью.
Каждое общество, каждая социальна группа устанавливает свои стандарты и критерии по заданным темам.
То, что в одном обществе признают политически корректным/некорректным, не всегда соответствует правилам другого общества. В обществах с разной культурой, традициями, историей и ценностями, социальные проблемы и противоречия возникают на разной почве. Отсюда вытекает, что часть стандартов (не все) приемлема и применима лишь в конкретном обществе, они не являются общечеловеческими.
В итоге, достаточно агрессивные в одном обществе вещи по мнению другого общества вполне могут быть социально приемлемыми.
Например, в США термин «социализм» не выходит за предел политкорректности, понятие не столько не политкорректно, сколько не входит в лексику мейнстрима и потому однозначно не является политкорректным, его следует произносить крайне аккуратно (за исключением в академической среде). В Западной Европе слово «социализм» находится в широком использовании, оно принадлежит к категории политкорректности. А в Японии, где практикуется западный политический режим, коммунистическая партия представляет полноценную политическую силу.
Подводим итоги, в силу разных культурно-исторических, социально-демографических, ценностно-идеологических особенностей, в разных обществах дефиниция и восприятие таких феноменов, как предел свободы слова и табу, политкорректность/неполиткорректность, различаются. Нельзя слепо примерять все одной меркой.
5. Не ходить в чужой монастырь со своим уставом, или об уважительном отношении к чужим традициям и табу
При общении с представителями других государств следует с уважением и пониманием относиться к их традициям и обычаям, понятиям «политкорректности/неполиткорректности».
В каждом обществе существует свой набор стандартов и табу. Мир богат культурным многообразием, а в межкультурной коммуникации чрезвычайно важно хорошее знание чужой культуры, нужно с уважением относиться к местным обычаям, избегать нарушения табу и не задевать «больное» место неуместными выражениями и поступками. Это относится как к Китаю, так и к США.
Допустим, что китайцы сняли фильм или рекламное видео и готовы их продвигать на американском рынке. Если в видео содержатся элементы расовой, гендерной, конфессиональной дискриминации, или же дискредитирующие американские ценности кадры, вне всякого сомнения, доступ для них закрыт. Даже если эти элементы в определенной степени попадают в зону свободы слова, они нарушают политкорректность. Так что, если хочется работать в Америке, нужно понимать и уважать американскую политкорректность и привычки.
В свою очередь, в чем же табу, «больное место» и политкорректность китайского общества? В непреклонной защите государственного суверенитета и целостности территории. Именно это больше всего беспокоит китайцев.
Следует понимать и уважать чужие традиции, поскольку Вы приехали в страну для ведения бизнеса. Если Вы унижаете партнера, то он может отказаться работать с Вами. Это не имеет ни малейшего отношения к свободе слова. У Вас свобода высказывать любые фразы, у Вас свобода не уважать политкорректность другого государства. Но и Ваш визави имеет право чувствовать себя оскорбленным и дать Вам понять, чего все это стоит.
Вот с какой проблемой столкнулась НБА.
Сначала о выводах: Босс НБА и любой команды имеет право контролировать высказывания своих служащих или членов. И это на самом деле не касается ограничения свободы слова.
Например, вопрос о расах как самый чувствительный вопрос для американцев, связанный с политкорректностью, касается их принципиальности и абсолютного предела свободы слова, в этом вопросе они не допускают никаких неясностей.
Статьи по темеThe New Yorker: Китай применил к любителям гонконгского майдана из НБА принцип «молчи или плати»The New Yorker09.10.2019Не бей Китай об пол! В США это поняли даже баскетболистыИноСМИ11.10.2019
Не ограничивает ли НБА свободу слова баскетболистов? Как коммерческая организация НБА имеет право контролировать служащих, накладывать определенные ограничения на их действия и осуществлять соответствующие наказания в случае неисполнения. Это коммерческое решение НБА, которое не имеет отношения к свободе слова в политическом смысле.
Если ты не доволен вышесказанным, то единственный выбор для тебя — противодействие НБА.
Если НБА может публично поддерживать высказывания служащих, то они всегда подразумевают, что эта тема никак не касается политической корректности и политических споров. В НБА очень хорошо понимают американское общество, и чрезвычайно чувствительны к расовым вопросам, они зондируют настроения общественности, чтобы принять «правильное» решение и без всяких колебаний ограничивать свободу слова служащих (т. е. баскетболистов), чтобы защищать публичный имидж и экономические интересы Ассоциации.
Миф о том, что НБА поддерживает свободу слова и даже не имеет права вмешиваться в высказывания своих членов не имеет ничего общего с реальностью.
Генеральный менеджер баскетбольной команды «Хьюстон Рокетс» Дэрил Мори (Daryl Morey)
(1) Дэрил Мори не разбирается в делах Сянгана, его позиция основана на влиянии ведущих СМИ Европы и США. Его мнение в целом совпадает с ведущим суждением в США. Он передает голос США;
(2) Дэрил Мори поддерживает «свободу» — это соответствует «политической корректности» США, это помогает ему придерживаться позиции морального превосходства США;
(3) Дэрил Мори, скорее всего, действительно верит в то, что он сказал. Можно отметить, что он плохо информирован и несведущ, однако это результат предвзятых репортажей американских СМИ;
(4) Позиция Дэрила Мори — это высказывание, которое фактически оскорбляет достоинство этой страны. Более того, именно эта страна является важным экономическим источником команды «Хьюстон Рокетс», спорт — это не политика, за исключением если бы Дэрил Мори был уполномочен делать такие заявления, иначе он не имеет права высказать политическую позицию «Хьюстон Рокетс», тем самым наносить команде экономический ущерб;
(5) Из-за недостаточного понимания Китая, он недооценил реакцию китайцев;
(6) Это, конечно же, неуважение и высокомерность по отношению к Китаю, отсутствует даже базового осознания необходимости уважения.
Источник: