В НП «ОПЖТ» состоялось совещание по качеству колес для железнодорожного подвижного состава

Ключевой темой встречи стал вопрос качества и надежности эксплуатации цельнокатаных колес.

В мероприятии, приняли участие более 70 представителей из 27 организаций, в том числе руководители крупнейших предприятий-изготовителей цельнокатаных колес (АО «ОМК», ООО «ЕВРАЗ» и ТОО «Проммашкомлект»), производителей железнодорожного подвижного состава, компаний-операторов грузового подвижного состава, ОАО «РЖД», ЦНИИчермет имени И.П.Бардина, НИИ железнодорожного транспорта и отраслевых вузов.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович в рамках своего выступления обозначил виды неисправностей грузовых вагонов приписки России, поступивших в ТР-1 и ТР-2 по причине неисправностей цельнокатаных колес. Он также проинформировал об итогах инспекторского контроля цельнокатаных колес для железнодорожного подвижного состава и отдельно подчеркнул важность проведения испытаний для повышения их качества.

Начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Михаил Сапетов рассказал о браковочных критериях при эксплуатации и ремонте колесных пар и привел статистику транспортных происшествий, возникших вследствие изломов деталей колесных пар. Их основными причинами стали образование и развитие усталостных трещин. В большинстве случаев изломы средней части оси и цельнокатаных колес проходили после 15 лет эксплуатации. Также Михаил Сапетов проинформировал об основных причинах браковки осей и цельнокатаных колес в 2020-2021 гг.

Темой выступления заместителя директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Александра Казакова стали отказы грузовых вагонов из-за дефектов колес за 2020 год и 10 месяцев 2021 г. Он рассказал о структуре выявления трещин и дефектов элементов колесных пар за 2016-2021 гг. За этот период было произведено более 16 тысяч отцепок по трещинам в ТР-2. В 2020 году и первые 10 месяцев 2021 г. была проведена рекламационная работа по выявленным трещинам и дефектам колесных пар. Всего за этот период было создано 1258 и 995 рекламаций, соответственно. Наиболее частой причиной рекламаций стали трещины и отколы обода. Также Александр Казаков привел статистику по изломам цельнокатаных колес и колесных пар.

Первый заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Павел Бурцев доложил об отказах пассажирских вагонов локомотивной тяги из-за дефектов колес за 2020 год и 11 месяцев 2021 г. Он отметил, что по системе КАСАНТ учтено 16 отказов. (прим. – система КАСАНТ учитывает отказы технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД») За 11 месяцев 2021 г. во внеплановый ремонт по эксплуатационным неисправностям колесных пар было отцеплено 8102 вагона локомотивной тяги, за аналогичный период прошлого года – 8121 вагон. В 2021 году значительно увеличились количество трещин по кругу катания колеса и браковка колесных пар по разнице диаметров колес. Дефектов колес производственного характера (трещин диска или обода) на пассажирских вагонах локомотивной тяги не выявлено.

Вице-президент НП «ОПЖТ», директор Дирекции по техническому регулированию железнодорожной продукции ООО «ЕВРАЗ ТК» Сергей Палкин проинформировал о методах повышения качества колес для железнодорожного подвижного состава при производстве в ООО «ЕВРАЗ». Он обозначил новые факторы, влияющие на свойства колес для подвижного состава – увеличение средней осевой нагрузки вагонного парка, средней массы вагонов в 1,5 раза и средней осевой мощности локомотивов. Это ведет к росту статических и динамических воздействий на колесо, интенсивности износа колес, а также к увеличению частоты и импульса сдвигающих напряжений в колесе. Все цельнокатаные колеса (ЦКК), выпускаемые АО «ЕВРАЗ НТМК», гарантировано соответствуют требования ГОСТ 10791. АО «ЕВРАЗ НТМК» активно сотрудничает с АО «ВНИИЖТ» и финансирует проведение научно-исследовательских работ, направленных на улучшение качества колес.

Темой доклада руководителя бизнес-единицы «ОМК железнодорожные колеса» Алексея Долгова стало повышение качества колес для железнодорожного подвижного состава при их производстве в АО «ОМК». Он отметил, что по каждой рекламации предприятие проводит комплекс мер по недопущению таких проблем в будущем. При анализе дефектов колес привлекаются отраслевые институты, что несет за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Роман Арнаутов и генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский рассказали о проверке качества колес для железнодорожного подвижного состава при производстве. ЦТА ОАО «РЖД» осуществляет проведение инспекторского контроля цельнокатаных колес на АО «ЕВРАЗ НТМК» и АО «ВМЗ». В настоящий момент на АО «ЕВРАЗ НТМК» и АО «ВМЗ» внедряется система оформления и выдачи электронного паспорта качества с применением ЭЦП на базе АС «Электронный инспектор». Роман Арнаутов отметил, что ЦТА ведет разработку автоматизированной системы планирования, выполнения и мониторинга процессов инспекторского контроля и технических аудитов (АС ЦТА), которая позволит осуществлять инспекторский контроль продукции железнодорожного назначения по заранее заданному технологическому процессу (чек–лист) и обладает рядом функций, позволяющих модернизировать процесс инспекторского контроля за счет применения цифровых технологий. Олег Сеньковский в свою очередь отметил необходимость проведения инспекторского контроля на предприятиях, производящих литые заготовки для цельнокатаных колес, а также кратко доложил о проделанной работе в рамках реализации проекта АС «Электронный инспектор» и планах на 2022 г.

Заведующей лабораторией прокатных сталей АО «ВНИИЖТ» Григорий Брюнчуков рассказал о проводимых институтом исследованиях и их результатах. На их основании сформированы предложения по внесению изменений в нормативную базу по повышению качества колес для железнодорожного подвижного состава. ВНИИЖТ провел оценку влияния способа изготовления колес (цельнокатаных и литых) на характеристики, определяющие надежность и безопасность в условиях эксплуатации на железных дорогах России в температурном диапазоне от +20С до –60С. Он отметил необходимость проведения испытания образцов колес на предел выносливости, изготовленных по разным технологиям и разными производителями, на предел выносливости с последующей разработкой нормативов по результатам. Он также обозначил базовые параметры, определяющие надежность и безопасность колес, которые было бы целесообразно включить в ГОСТ 10791.

Заместитель начальника департамента – начальник отдела развития инфраструктурных проектов Департамента производственной инфраструктуры АО «ФГК» Сергей Романов доложил об анализе технологических неисправностей, связанных с качеством изготовления цельнокатаных колес. Он отметил, что 85 % неисправностей под вагонами АО «ФГК» происходили у колесных пар с толщиной обода менее 40 мм.

Вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор АО «СГ-Транс» Сергей Калетин отметил необходимость перевода парка вагонов на техническое обслуживание по пробегу, а не по сроку службы. Он акцентировал внимание участников совещания на том, что на сегодняшний день к колесной паре с осевой нагрузкой 25 тс предъявляются те же требования, что и к колесной паре с нагрузкой 23.5 тс. В современной нормативной базе нет ограничений по весовой нагрузке, что может приводить к изломам колеса. Кроме того, Сергей Калетин выразил благодарность представителям АО «ОМК» за продолжение работ по модернизации цельнокатаных колес, подчеркнув, что колеса с низконагруженной конструкцией очень хорошо показывают себя в эксплуатации.

Начальник управления научно-исследовательской работы РУТ (МИИТ) Андрей Саврухин проинформировал участников о проведенной в 2000-х годах совместной работе МИИТ и АО «ВНИИЖТ», в процессе которой были определены вероятности отказов колёс при изменении толщины обода. Он также отметил, что усталостные изменения колеса связаны с накоплением пластических деформаций. Это является результатом изменения напряжённо-деформированного состояния, которое формируется в колесе в процессе изготовления, а затем меняется в процессе эксплуатации. Напряжённо-деформированное состояние является причиной разрушения колёс. Оно зависит не только от процесса эксплуатации, но и от технологии производства. Андрей Саврухин также отметил, что на сегодняшний день отсутствует нормативная документация, определяющая требования к колесу в процессе его эксплуатации, и призвал к совместной проработке этого вопроса.

По итогам мероприятия принято решения образовать рабочую группу для формирования нового подхода по рекламационной работе между производителями цельнокатаных колес и собственниками подвижного состава, а также провести в I квартале 2022 г. заседание Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» по вопросу дефектов колес с привлечением широкого круга ученых в области прочности и надежности металловедения.

Источник: metalinfo.ru

Добавить комментарий